Дети и родители: проблема противостояния
Ситуация 1
Папа 8-летнего Димы - военный, много времени проводил в командировках. После ухода в отставку он решил заняться домом и семьей, взять под контроль учебу и поведение сына, чтобы тот вырос «настоящим мужиком». Ему и раньше казалось, что Дима ленивый, учится кое-как... «Бабушка и мама тебя избаловали! Железная дисциплина и полный порядок - вот что нужно для мужчины». Однако общение с отцом сводилось к требованию отчитываться - что, когда и как было сделано. Обнаружилось, что Дима делает не все уроки и не всегда аккуратно. Но хуже другое: серьезные разговоры и нравоучения не приводили к улучшениям. Мальчик замкнулся, стал где-то пропадать после уроков, врать, когда его расспрашивали, где и с кем он гулял. Словом, на глазах становился типичным малолетним преступником, который ничего, кроме наказания, не заслуживал. «Да он назло мне делает все наоборот, волчонок!» Папу скоро вызвали в школу, чтобы разобраться в резкой перемене в поведении и снижении учебы у Димы. В ситуацию вмешался школьный психолог, но «урезонить» отца не удалось. Через два года родители Димы развелись, и мальчик с мамой переехал в другой город.
Отцы часто занимают менторскую позицию. Таково культурное предписание: быть главой семьи у нас означает обладать безусловным авторитетом, решения которого не оспариваются. Однако эта традиционная модель семьи переживает кризис: мамы не хотят быть только «исполнителями», потому что они тоже работают и гарантируют семье доход и статус.
Ситуация 2
Родители 5-летней Тамилы обратились к психологу. Они беспокоились, все ли нормально с психикой дочери: процесс воспитания зашел в тупик. Девочка не внимала просьбам вести себя скромно, постоянно перебивала старших, «лезла на глаза», не убирала после себя посуду, не убиралась и вообще была «чужим ребенком». «Как будто нам ее подбросили. Мы очень щепетильные люди. Нравственность для нас превыше всего! Тамила нарушает все приличия. Она равнодушна, когда ей пытаются объяснить, как себя вести; может смотреть телевизор вместо того, чтобы слушать и внимать наставлениям. От ее болтовни у всех уже болит голова».
Как выяснилось, «у всех» - это у бабушки, которая проводила время с Тамилкой, пока родители были на работе. Она-то и сформировала «образ врага» в лице внучки. Это был тот редкий случай, когда внучка и бабушка соперничают, борясь за внимание. Бабушка, как все пожилые люди, особо нажимала на моральные качества девочки, держа в страхе всю семью: а вдруг Тамила вырастет безнравственной, ленивой и неряшливой? На то, чтобы изменить установки родителей по отношению к ребенку, ушло 6 часов интенсивной работы с психологом... Переживать за моральную сторону жизни Тамилы было рано, но вот ее самооценка уже подверглась угрозе...
Иногда мы заменяем живые отношения с детьми представлениями о морали и долге. Мы уверены, что главное - вырастить честного, нравственного человека. Это правильно. Но мораль - это не догма. Нравственность и в том, чтобы учитывать желания, интересы детей в текущей ситуации. Моральное сознание формируется только к 9-10 годам. Дети учатся не только делить поступки на «плохие» и «хорошие», но и обобщать их до принципов. До этого у них преобладает конкретно-образное мышление, поэтому им легче «сто раз увидеть, чем один раз услышать»! Когда малышам читают морали, с ними просто говорят на непонятном языке. Многие родители думают, что детям нужно повторять одно и то же, чтобы они запомнили святые истины. На самом деле, слова о долге и чести теряют всякий смысл: ребенок их помнит, но не понимает, почему разные ситуации оцениваются одинаково. Вместе с моралями дети начинают усваивать стереотипы и предубеждения и как следствие, теряют адаптивность - способность открывать мир заново.
Дети не реагируют на активные призывы и приказы вести себя должным образом, если чувствуют несправедливость претензий. Родители могут преувеличивать провинность: один раз не убрал со стола - лентяй, оторвалась пуговица - неряха. Ни один ребенок на свете не будет специально отрывать пуговицы и сорить... Они готовы исправить ситуацию, если им помогут, и не понимают, если вместо помощи родители читают им пространную нотацию.
Ситуация 3
Даше было уже 6 лет, но она до сих пор не убирала в комнате, оставляла разбросанными игрушки, после нее на кухне оставались крошки, в гостиной - множество разбросанных мелочей. Везде были следы ее пребывания. Родители запретили ей без спроса входить в гостиную и на кухню. Словом, с некоторых пор ее просто гнали, как гадкого утенка, из всех «публичных» мест в доме. Мама очень расстраивалась, когда натыкалась на рассыпанный сахар и оставленный сохнуть хлеб: Даша все-таки проникала в «запрещенные зоны». Девочка стала «изгоем» в семье, но продолжала Раздражать домочадцев. Работа с психологом показала, что у Даши просто не сформированы навыки по уходу за собой. Родители много раз говорили, что нужно сделать, но не показывали, как лучше это сделать. В результате и у них, и у девочки сформировалось убеждение: «Все равно бесполезно, ничего не получится».
Иногда у детей просто не сформированы навыки для выполнения требований взрослого. Психологи уже давно изучили этапы формирования навыков и напоминают, что прежде, чем стать автоматическим, навык проходит длинную историю становления. Вначале, ребенок наблюдает за тем, как взрослый делает что-то сам - шнурует ботиночки или моет посуду. Потом ребенок вместе со взрослым пробует выполнять самые простые операции, потом - более сложные, и только при наблюдении и подсказках взрослых. Действие становится все более отлаженным, и скоро достаточно команды со стороны взрослого, чтобы ботиночки были зашнурованы, а посуда вымыта. Конечно, у каждого возраста свои навыки, и пятилетней помощнице по кухне весело слушать рассказы о том, как когда-то она не могла даже застегнуть передничек.
Так вот, если навык пока сложен для возраста ребенка, недостаточно дать команду или прочитать нотацию на тему: «Все дети как дети, только ты у меня несмышленыш. Сколько можно просить?» Досадно, но многие навыки аккуратности так и остаются несформированными с детства. Взрослые дяди и тети разбрасывают одежду, не убирают со стола, могут не правильно застегнуть пиджак...