Как использовать логические последствия для воспитания ребенка?

Если мы в течение нескольких месяцев подряд не оплачиваем телефонные счета, отключает ли нам телефонная компания воду? Нет. Это не помешало бы нам пользоваться телефоном, не платя за него. Вместо этого телефонная компания делает нечто осмысленное: она применяет логическое последствие. У нас отключают телефон. Это последствие посылает нам правильное сообщение об ответственности: платите за услуги, если хотите пользоваться телефоном.



Бессмысленно лишать ребенка любимого десерта или просмотра телепрограммы потому, что он не убрал вечером свой велосипед. Что общего у десерта или телепрограммы с бережным отношением к велосипедам? Да ничего! Последствия не связаны с поступком.


Последствия бывают наиболее поучительны, когда они логически связаны с поступком. Какое последствие будет действительно логическим для ребенка, который не убрал свой велосипед? Конечно, лишиться велосипеда на день-другой. Такое сообщение недвусмысленно: позаботься о велосипеде или на некоторое время лишишься возможности им пользоваться.


Карательные последствия нелогичны - как и сопровождающие их ход мысли. Мысль о наказании движется примерно так: Что ему нравится? Что ему небезразлично? Я ему покажу! Я это отберу! Вместо того, чтобы учить ответственности, карательные последствия пробуждают гнев, возмущение и мстительность.


Последствия, применяемые при попустительском подходе к воспитанию, малоэффективны. Им не хватает твердости и ясности, и они провоцируют проверку, а не послушание. Яркий пример тому - девятилетний Джастин.


Джастин в курсе, что ему не положено приглашать друзей плавать в домашнем бассейне, не спросив у родителей разрешения. Но вот двое его приятелей объявляются у дверей в плавках и с полотенцами в руках.


- А Джастин дома? - спрашивает Томми. - Он пригласил нас поплавать в бассейне!


Мать пропускает их в дом, потом отправляется искать Джастина.


- Ты опять пригласил друзей плавать в нашем бассейне, не спросив разрешения? - возмущается она. - Ты же знаешь, как я к этому отношусь. Это очень невнимательно с твоей стороны! Ты вообще задумывался о том, что у меня могут быть и другие дела, кроме того, чтобы приглядывать за твоими друзьями? Вот уж спасибо большое!


- Прости, мам, - покаянно говорит Джастин. - А можно им поплавать? Пожалуйста!


- Ладно, - смягчается мать, - но это в последний раз. Ты меня понял? Если это случится снова, я велю им отправляться по домам. Я не шучу!


Ну конечно, шутишь, мама, - говорит себе Джастин с улыбкой. Он хватает полотенце и спешит присоединиться к друзьям.


Как вы думаете, сколько раз Джастин выслушивал такие лекции?


Мать хоть когда-нибудь доводила дело до конца? Нет? Тогда почему он должен серьезнее отнестись к ее словам в этот раз? Вы-то сами Как Думаете, это последний раз, когда Джастин пригласил их приятелей поплавать, не спросив разрешения?


Что делает последствия эффективными?


Последствия могут быть крайне поучительным инструментом, но их эффективность в значительной степени зависит от того, как именно вы их применяете. Если вы используете их в карательной, попустительской или смешанной манере, их воспитательная ценность будет ограниченной, и они могут даже преподать совершенно иные уроки, чем вы рассчитывали. Если вы применяете их в логичной и уважительной манере, придавая им перечисленные ниже характеристики, их инструктивная ценность Достигнет апогея. Давайте рассмотрим некоторые характеристики, которые делают последствия эффективными.


Безотлагательность


Четырехлетняя Трейси решает украсить себя молочными усами, залпом глотая молоко из стакана. В первый раз они выглядят забавно, но она проделывает это снова и снова мама просит ее перестать. Она поначалу слушается, но Рез несколько минут решает провести проверку и снова повторяет то же самое. Без лишних слов отец применяет логическое последствие: он убирает ее чашку со стола.


Наибольшим эффектом обладают последствия, примененные непосредственно после того, как нежелательный поступок имел место. В приведенном выше примере безотлагательное последствие помогло Трейси установить причинно-следственную связь между ее проступком и утратой чашки. Если бы вместо этого отец Трейси решил не давать ей чашку во время следующей трапезы, последствие оказало бы гораздо меньшее воздействие.


Что такое логические последствия?


Логические последствия - идеальный воспитательный инструмент для упрямых детей. Они прекращают плохо себя вести. На них дети учатся ответственности и обеспечивают трудный путь обучения самым ясным и доступным способом. Используемые последовательно, они гарантированно внушат доверие к вашим словам.


Некоторым родителям оказывается трудно применять логические последствия, а те, кто их используют, обычно сталкиваются с проблемами двух типов. Они либо усиленно думают, стараясь изобрести идеальное последствие для каждой ситуации, либо думают недостаточно, реагируют эмоционально и применяют последствия в попустительской или карательной манере руководство по применению логических последствий


Если вы не прочь потратить немного времени и познакомиться с этими инструментами, то обнаружите, что логические последствия применять легко. Почти любой может ими пользоваться. Вам не нужно просчитывать каждый свой шаг, как судейскому поверенному, и не обязательно напрягать мозг, пытаясь придумать идеальное последствие для каждой ситуации. Все, что вам надо делать - это мыслить логично и следовать нескольким простым указаниям.


Когда применять логические последствия?


Логические последствия могут использоваться в разнообразных ситуациях. Вот лишь некоторые из них.


Когда дети не находят общего языка с другими детьми


Логическое последствие: временно разлучите детей.


Сет, которому семь лет, и его брат, пятилетний Пол, Играют в шашки. Сет решает воспользоваться неопытностью брата - и попадается.


- Ты жульничал! - кричит Пол. - Нельзя передвигать на две клетки за один ход. Я маме скажу!


- Ничего подобного! - парирует Сет. - Ты, малявка!


- Ну да! - отзывается Пол. - А ты - жулик!


Сет толкает Пола, Пол толкается в ответ. Когда появляется их мать, мальчики вопят и обзывают друг друга.


- Ребята, следующие тридцать минут будете играть отдельно друг от друга, - говорит мать. - Я заведу таймер. Пол может играть в гостиной, а Сет - в кабинете.


Когда игрушки или вещи используются не по назначению


Логическое последствие: временная утрата предмета, о котором идет речь.


Трехлетняя Кейт знает, что не должна использовать свой трехколесный велосипед как таранное орудие, но когда видит подружку, едущую в игрушечной машине, решает врезаться в нее. Ее мама вмешивается в ситуацию.


- У нас не принято так пользоваться велосипедами, - спокойно говорит она. - Придется убрать его до конца дня.


Когда ребенок устраивает беспорядок


Логическое последствие: убрать за собой.


Крамер, восьмилетний строитель, оставляет свой конструктор разбросанным по всему полу в гостиной и пытается улизнуть из дома, не убрав за собой. Его ловят на пороге.


- Крамер, ты должен сложить и убрать свой конструктор, прежде чем пойдешь во двор играть, - говорит его отец.


- Я сделаю это попозже, - отвечает Крамер. - Обещаю!


Отец непреклонен:


- Пока это не сделано, никаких игр, - говорит он и остается в комнате, чтобы обеспечить послушание сына. Крамер неохотно принимается за уборку.


При нытье, протестах, приставании или выклянчивании


Логическое последствие: временная изоляция ребенка от родителя.


Карли, которой четыре года, знает, что она не должна есть печенье перед ужином; но когда мама не смотрит, Карли потихоньку засовывает руку в банку с печеньем и вытаскивает полную горсть. Разумеется, она попадается.


- Положи обратно, Карли, - говорит мать.


Карли повинуется, но принимается протестовать и ныть.


- Я ужасно голодная! - жалуется она.


- Можешь съесть йогурт или кусочек сырной косички, - предлагает мама, - но печенье только после еды.


- Но я хочу только печенье! - ноет Карли. Она продолжает протестовать и капризничать, надеясь, что мама устанет и сдастся. Не повезло! Мама держится твердо.


- Если еще раз заговоришь на эту тему, Карли, проведешь следующие пять минут одна, - говорит мать.


Карли продолжает приставать, поэтому мать выполняет обещание. Она отводит Карли в ее комнату и заводит таймер. Теперь сообщение стало совершенно ясным. Карли слышит слово «стоп» - и у нее есть возможность прочувствовать на себе необходимость остановиться.


Когда ребенок причиняет боль другим


Логическое последствие: временная изоляция ребенка от других людей.


Девятилетнего Чендлера злит, когда сестра берет у него самокат, он пинает ее. Сестра кричит, и вмешивается их отец.


- У нас не принято пинать друг друга, - говорит отец. - Я ставлю таймер на десять минут. А теперь отправляйся в свою комнату.


Чендлер уходит к себе на время тайм-аута.


Когда логические последствия наиболее эффективны?


Логические последствия наиболее эффективны, когда они осуществляются буднично. Гнев, театральность или сильные эмоции выдают вашу чрезмерную вовлеченность в процесс и снижают инструктивную ценность применяемых вами последствий. Помните: задача логических последствий - остановить плохое поведение, а не пристыдить, обвинить, унизить или обескуражить ребенка.


Мыслите логично


Когда вы мыслите просто и логично, подходящее логическое последствие буквально само приходит вам в голову. Например, большая часть проступков совершается в следующих ситуациях общения: дети и другие дети, дети и взрослые, дети и предметы, дети и деятельность, а также дети и развлечения. В большинстве случаев вы можете применить логическое последствие, временно отстранив одного ребенка от другого, ребенка от взрослого, ребенка от предмета (например, игрушки или велосипеда), ребенка от деятельности (например, от видеоигры) или ребенка от развлечения (например, от игр после уроков).


Когда дети медлят, пользуйтесь таймером


Таймер полезен в ситуациях, когда дети проверяют наши правила и сопротивляются им, медля или откладывая действия «на потом». Двенадцатилетняя Керри продемонстрирует нам пример такого поведения. Уже половина девятого вечера, а Керри вот уже час как «висит» на телефоне.


- Пора заканчивать разговор и готовиться ложиться спать, - говорит ее мама.


- Сейчас, - отзывается Керри, но проходит еще пять минут, а Керри по-прежнему разговаривает. Мама повторяет свою просьбу.


- Сейчас, - упорно повторяет Керри, но не предпринимает никаких попыток закончить разговор. На этот раз мама решает подкрепить свое требование логическим последствием:


- У тебя есть одна минута, чтобы попрощаться, - говорит она. - Если ты не закончишь разговор, когда перестанет звонить таймер, не сможешь разговаривать по телефону следующие два дня.


На этот раз Керри относится к ее словам серьезно и вешает трубку.


Пользуйтесь логическими последствиями так часто, как это необходимо


Логические последствия - это воспитательный инструмент. Они предоставляют возможность приобрести реальный опыт, который нужен «агрессивным исследователям», чтобы убедиться, что ваши правила обязательны, а не факультативны. Не думайте, что логические последствия неэффективны, только потому, что ребенку необходимо испытать их много раз как следствие одного и того же проступка. Вероятнее всего, вашему ребенку потребуется больше времени на усвоение материала. При обучении трудным путем это необходимо!


Часто встречающиеся вопросы о логических последствиях


Вопрос: Когда я забираю игрушки, которые мой сын отказывается собирать, он часто отвечает: «Мне все равно!» Меня это очень раздражает. Как с этим справляться?


Ответ: Происходит одно из двух. Первое: не исключено, что вашему сыну действительно безразличны игрушки, которые вы забираете, именно поэтому он отказывается нести за них ответственность. Если дело в этом, то вам обоим лучше избавиться от них. Предлагаю использовать «субботнюю корзину», чтобы определить, останутся ли эти предметы там насовсем. Если да, возможно, вам стоит переложить их в корзинку для благотворительных раздач, и никто их не хватится.


Вторая - и более вероятная - причина такого поведения заключается в том, что ваш ребенок пытается этой своей репликой («Мне все равно!») заставить вас «танцевать». Не поддавайтесь на приманку! Если вы будете вести себя незаинтересованно и продолжите спокойно действовать так, как и предупреждали, в щекотливой ситуации выбора окажетесь не вы, а ребенок. Временное расставание с игрушкой возложит на него ответственность за неприемлемый выбор (не убирать игрушку).


Вопрос: Когда я на время лишаю свою дочку игрушки или развлечения, она начинает спорить и ведет себя неуважительно. Что делать, когда такое случается?


Ответ: Скорее всего ваша дочь пытается заставить вас «танцевать» с целью утомить вас борьбой так, чтобы вы сдались. Не поддавайтесь! Сохраняйте твердость. Используйте техники отключения или «давай остынем». Если ее поведение не изменится, переходите к тайм-ауту. Когда ваши правила подвергаются проверке или нарушаются - это не время для дискуссий.


Вопрос: Мне начинает казаться, что логические последствия неэффективны. Когда я отбираю игрушку или право на развлечение, мой ребенок повторяет тот же проступок через несколько дней. Что происходит?


Ответ: Применение последствий - часть процесса преподавания и обучения. То, что ваш юный исследователь нуждается в многократном повторении урока, не значит, что применяемые вами последствия неэффективны. Более вероятно, что вашему ребенку требуется больше данных и большее количество учебных опытов, прежде чем он убедится в том, что ваши правила действительно обязательны. Неукоснительное выполнение логических последствий приведет к тому, что ребенок научится верить вашим словам и действиям, которые за ними последуют. Позвольте ребенку собрать всю информацию, которая ему нужна для усвоения того правила, которое вы стараетесь преподать.

Популярные сообщения из этого блога

Меры предосторожности и обеспечения безопасности сна, общие для всех семей

Как понять манипуляцию, если она присутствует в общении

Подарки любимым