Роль матери в воспитании новорожденного
Вольно или невольно, мать, с которой ребенок постоянно находится в личном контакте, представляет для него главный объект привязанности. Самые крепкие связи формируются именно с ней.
Но хорошо, если малыш завязывает отношения и с другими людьми из его окружения: отцом, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. К сожалению, многие молодые пары живут в крайней изоляции, поэтому в таких семьях резко возрастает роль отца.
Роль матери и отца в воспитании новорожденого
В семье, где уже имеются дети, например мальчик 12 лет и девочка 10 лет, появляется третий ребенок. У этого малыша как бы два папы и две мамы. И если вся семья не будет потакать капризам младшего, он вырастет очень уравновешенным.
Таким образом, для ребенка лучше, если у него есть несколько объектов привязанности (но не слишком много, так как в этом случае ему будет трудно установить устойчивые эмоциональные связи). Самую важную роль по-прежнему будет играть мать, но можно заметить, что в этих условиях ребенок меньше цепляется за нее.
Все это накладывает на мать особую ответственность, очевидность которой была доказана многими исследованиями, в том числе и исследованиями Мэри Эйнсворт (я ссылаюсь на ее статью в коллективном труде «Первый год жизни», 1986). Профессор психологии университета в Виргинии провела поистине замечательные, хотя и очень личные исследования. Опираясь на труды других ученых, занимающихся этой проблемой, она проанализировала, насколько сила привязанности, соединяющей мать и ребенка, зависит от характера и отношения к нему матери, от ее поведения. А это, в свою очередь, влияет на будущее развитие ребенка. Мы не можем детально воспроизвести здесь эту статью, но скажем, к чему она сводится.
Почему так важна роль матери в воспитании новорожденного
- Безопасность малыша зиждется на присутствии матери и ее способности отвечать на его призывы. Таким образом, это защищающая сторона привязанности.
- Если мать в плохом настроении, раздражена, избегает ребенка, отталкивает его, малыш становится тревожным и обеспокоенным. Мэри Эйнсворт называет это тревожной привязанностью.
- Очень возможно, - пишет автор, - что качество привязанности полностью зависит от матери.
- Замечено, что дети, которым нравится близкий физический контакт с матерью, как правило, положительно реагируют, когда их ставят на землю: стремясь к независимости, они начинают играть, осваивая окружающее пространство. «Создавать у ребенка чувство защищенности - значит способствовать развитию его здоровой уверенности в себе».
- Степень привязанности больше зависит от качества отношений, чем от времени, проведенного вместе. Другими словами, лучше когда мать ходит на работу, но при этом все свое свободное время с радостью отдает ребенку, чем она сидит дома и постоянно жалуется на то, что ей очень скучно.
- И наконец, основным постулатом этой статьи является утверждение о том, что от качества привязанности в огромной степени зависит дальнейшее развитие ребенка.
Мать и новорожденный – крепкий союз
Не могу не повторить следующие слова Мэри Эйнсворт: «Если сравнить годовалых малышей, которым свойственна «тревожная привязанность», с их сверстниками, испытывающими «защитную привязанность», то последние в дальнейшем ведут себя со взрослыми менее развязно, они общительнее, у них больше положительных эмоций, они менее агрессивны... Еще позже они оказываются более развитыми, больше времени находятся в состоянии познавательной активности. Они любознательны, стремятся завоевать весь мир. Как правило, они получают лучшие результаты при тестировании на уровень развития».
Все это еще раз подчеркивает главенствующую роль матери. Между тем, мать не изолирована от общества, и ее хорошее настроение, душевное равновесие зависят не только от нее одной, но и от окружающих, от того, какую поддержку ей оказывают другие, насколько она любима и как ей помогают в этот одновременно счастливый и трудный момент. Возрастает роль ее спутника жизни, всей семьи, помощь ее собственной матери, с которой в это время часто возобновляются более тесные отношения.
Многие женщины работают, их становится все больше и больше, и, конечно, они хотели бы, чтобы общество не заставляло их жертвовать ребенком или карьерой. Не нужно, чтобы женщина склонялась над колыбелью 24 часа в сутки, но необходимо сделать так, чтобы то время, которое она может провести со своим ребенком, было полноценным, чтобы она почувствовала себя раскрепощенной и счастливой от того, что общается с ним. Также, если ей приходится на несколько часов в день с кем-то оставлять ребенка, она должна быть уверена в безопасности малыша. В детских же учреждениях детей должны постепенно приучать переносить разлуку с семьей, ребенок должен чувствовать себя, как дома, и быть счастливым.
Можем ли мы формировать своих детей
Самым значимым, но и самым удивительным результатом исследований в области детской привязанности, является вывод о влиянии правильных ранних отношений с ребенком на формирование его дальнейших способностей. Хотя есть одно простое замечание, которое может опровергнуть это предположение: «Посмотрите, насколько различны наши дети, а ведь они выросли в одной семье». Но на самом деле воспитание никогда не бывает одинаковым: большую роль играют психология родителей в момент рождения ребенка, отношение к новорожденному, его место в семье, где уже есть дети. Можно привести множество тому примеров.
Нужно без боязни подходить к этой проблеме, возникшей благодаря современному уровню научного знания. Действительно ли мы формируем своих детей, с их недостатками и положительными качествами, конечно, с учетом врожденных нейрофизиологических особенностей благодаря взаимоотношениям, в которые мы с ними вступаем в первые месяцы и первые два года жизни?
Если да, то не слишком ли это большая ответственность? На самом деле в жизни и природе все происходит намного сложнее, чем это можно описать даже в самом полном труде, а тем более, когда пытаешься обобщить множество работ и наблюдений на нескольких страницах.
Не формируем мы своих детей. Их формирует окружение, которое создается с нашей помощью, отношения, которые складываются между нами и ими. Дети чувствуют фальшь в поведении родителей, они нуждаются в вас, как в реальной личности, в вашей естественной привязанности, а не в нарочитой позе, которую вы иногда принимаете.
Поэтому зачастую лучших результатов добиваются родители, которых принимают такими, какие они есть на самом деле, с их отрицательными и положительными качествами, они не мучают себя лишними вопросами и реагируют естественно.
Главное в воспитании новорожденного – это любовь родителей
Весь мой опыт педиатра показывает, что просто любящие внимательные и интересующиеся своими детьми родители, добрые и понимающие, воспитывают прекрасных детей, а взамен также получают их любовь и дружбу.
Если вы сумеете правильно воспользоваться привязанностью детей, пока они маленькие, то, повзрослев, они станут независимыми и предприимчивыми и смогут раскрыть свои способности. Поэтому, чтобы в будущем стать со всех точек зрения полноценным человеком, нужно, кроме всего прочего, испытать в раннем возрасте горячую привязанность, необходимую для того, чтобы чувствовать нормальную уверенность в себе. Ведь это помогает переносить все трудности и испытания на протяжении всей жизни.
Безусловно, первые месяцы жизни ребенка являются ключевым периодом его дальнейшего существования, но человеческое существо, каким бы маленьким оно ни было, способно к адаптации и наделено большими защитными свойствами. Если вам трудно, и вы считаете, что не можете справиться, чувствуете угнетенность, вам кажется что чаша терпения переполнена, обязательно попросите совета у своего терапевта или педиатра. Так вы поможете и себе, и своему малышу.