Уединение, как часть воспитательного процесса
Результаты исследований говорят о том, что время уединения не должно быть слишком долгим. Более того, чтобы метод сработал, нужно, чтобы уединение длилось не дольше 10 минут (если только ребенок не станет поднимать крик). Слишком долгая изоляция может привести к тому, что ребенок выдумает себе какой-то развлечение (и не всегда безопасное) или заснет, тем более что для снятия агрессивного или упрямого настроения краткого уединения вполне достаточно. Когда отводите детей в «комнату уединения», вы должны предупредить их, что, если они хотят выйти как можно скорее, им нужно вести себя очень тихо. Если ребенок будет кричать или стучать в дверь, он пробудет взаперти (или в углу) до тех пор, пока он не успокоится и не просидит тихо хотя бы в течение двух минут. Чем дольше он будет шуметь, тем дольше продлится его изоляция. Ведь - повторюсь - цель этого метода не в том, чтобы наказать ребенка, а в том, чтобы помочь ему успокоиться и настроиться на мирный лад. Если выпустить его из комнаты, пока он все еще сердится, воспитательный эффект уединения будет сведен к нулю.
Как осуществляется уединение (алгоритм действий родителя)?
Ребенок упрямится или ведет себя недопустимо.
Родитель предоставляет ребенку выбор: «Или ты немедленно оставляешь игрушку в покое, или я отведу тебя в комнату для уединения». Для некоторых детей достаточно простого предупреждения, чтобы они перестали вести себя дурно. Однако в некоторых случаях следует сразу изолировать ребенка - например, если он дерется или пытается зажечь спички.
Если предупреждение не срабатывает, родитель берет ребенка за руку и отводит в комнату для уединения.
Для детей младшего возраста (до 5 лет) может быть достаточно стула в углу, где он должен некоторое время просидеть тихо. Очень важно при этом сохранять полнейшее спокойствие. Вы не должны ругаться, кричать, угрожать ребенку, комментировать свои действия: «Вот сейчас я тебя посажу в угол, будешь знать!» Избегайте любой эмоциональной вовлеченности в ситуацию. Делайте все твердо и уверенно, но без суеты и злости. Если ребенок покидает свое место в углу, вы можете отвести его в отдельное помещение, которое закрывается на ключ.
Детей старше 6 лет не стоит вести в комнату для уединения насильно. Это должно быть выражено в форме утвердительной команды. Если он не слушается, можете предупредить его, что чем дольше он упрямится, тем больше времени ему предстоит провести в одиночестве. Например, скажите ему: «Если ты не отправишься в комнату уединения прямо сейчас, ты просидишь там на 10 минут дольше» или: «Вместо того, чтобы спорить со мной, я предлагаю тебе идти туда немедленно, иначе время нашего спора я прибавлю ко времени твоего уединения».
Если ребенок продолжает упрямиться, вы можете предложить ему выбор между уединением и альтернативной санкцией. Например, если он не хочет идти в комнату для уединения, то вы не позволите ему вечером смотреть мультики или за ужином оставите без десерта. Таким образом, поведение ребенка не останется без последствий, что бы он ни выбрал. Но ни в коем случае не тащите его в другую комнату силой! Насилие очень унижает детей, а потому прибегать к нему недопустимо.
Какое поведение приводит к уединению?
Дети должны четко осознавать, какое поведение приводит к их временной изоляции. Это может быть, например, сквернословие, драка или порча вещей. Впрочем, для каждого ребенка и каждого родителя это сугубо индивидуально. Вы должны сами решать, в каких случаях стоит прибегнуть к этой мере. Определите количество и тип проступков, за которые ребенок будет изолирован. Нужно рассказать об этом ребенку и убедиться, что он понял. Прибегайте к методу уединения только в оговоренных случаях. Не пользуйтесь им в других ситуациях, даже если это будет казаться вам наилучшим выходом.
Где?
И дети, и родители должны знать заранее, куда будет отведен ребенок в случае непослушания. Если вы поведете ребенка в незнакомое место, он может испугаться. Поэтому лучше сказать (и показать) ему все заблаговременно, и обязательно объяснить, что это уединение - просто способ помочь ему научиться вести себя лучше. При выборе помещения учтите, что оно должно быть, с одной стороны, безопасным, с другой - достаточно пустым, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние предметы. Для маленьких детей достаточно и стула в углу (дети должны сидеть, а не стоять!), лишь бы они не видели всего остального пространства и людей. Помещением для уединения может служить и родительская спальня, и просторная кладовая - но только при зажженном свете и с тем условием, что она достаточно хорошо проветривается. Следите, чтобы в комнате не было опасных предметов (ножей, ножниц, игл, спичек, лекарств или мелких деталей, которые ребенок может проглотить, засунуть в нос, уши).
Как эффективно использовать «уединение»?
Заранее объясните ребенку, что такое «уединение». Дети очень часто не понимают смысла и логики родительских действий. Это относится, в первую очередь, к наказаниям. Как я уже говорил, наказание для ребенка - это возможность получить родительское внимание, вот почему плохое поведение повторяется вновь и вновь. Поэтому очень важно объяснять ребенку, что вы делаете и какую преследуете цель. То же касается и уединения. Вам следует разъяснить детям, что уединение - это не столько наказание, сколько возможность переключиться с одного вида деятельности на другой. Это время для размышлений, которое вы предоставляете ребенку - вместо того, чтобы ругать, кричать или бить его. Важно объяснить это правильно. Есть множество ключевых пунктов, которые обязательно нужно проговорить, иначе ребенок ничего не поймет.
Как заканчивать «уединение»?
Родитель должен убедиться, что ребенок, находясь в одиночестве, ведет себя тихо не менее двух минут. Очень важно не поддаваться на мольбы, уговоры, крики и плач. Если вы не выдержите и выпустите ребенка из комнаты, он будет знать, что прекратить уединение можно с помощью истерики, шума и других «акций протеста».
Если ребенок отказывается покидать комнату уединения, когда его время истечет, родитель должен проигнорировать это. Не стоит уговаривать ребенка выйти из комнаты: положенное время уединения закончилось, и теперь он волен делать, что хочет. Если он желает оставаться один - это его выбор.
Когда время уединения заканчивается и ребенок выходит из комнаты, не напоминайте ему о проступке. Не нужно ругать, или упрекать ребенка, или читать ему нотации. Предложите ему заняться чем-нибудь приятным - поиграть или порисовать. Это лучший способ поставить точку в данной ситуации.
Уединение - не панацея!
Несмотря на все достоинства уединения, я должен вас предупредить, что это - довольно трудная санкция, которую нужно применять далеко не с каждым ребенком и не с каждым родителем. Есть дети, которые страдают боязнью одиночества или испытывают страх перед замкнутым пространством. Кроме того, ребенок может бояться именно этой комнаты. Например, кладовая часто воспринимается детьми как обиталище каких-то страшных существ, и, если оставить там ребенка одного, можно нанести непоправимый вред его психике. То же и с родительской спальней: для детей это, как правило, запретная зона, и уединение в ней может вызвать у ребенка самые разные негативные реакции.
Кроме того, учтите, что уединение не заменит позитивного внимания и всего, что с ним связано, - поощрения, похвалы, вознаграждения. Уединение - всего лишь одно из огромного арсенала средств управления трудными ситуациями; к нему можно прибегать л ишь в том случае, если оно действительно является для ребенка наименее болезненной мерой. Я полагаю, что это отличная альтернатива побоям, крикам и брани. Однако само по себе уединение не учит ребенка, как надо вести себя, и работает только «в связке» с другими методами, такими как поощрение, похвала и награда, то есть теми, которые обеспечивают позитивное внимание к ребенку.
Каким образом можно решать проблемы с помощью доверительных бесед?
Просто разговаривая с детьми, можно подтолкнуть их к тому, чтобы они подсознательно выбирали хорошее поведение и хорошие поступки. Этот важный шаг закрепляет и усиливает все предыдущие шаги.
Тогда Джонатан начал практиковать уединение своим 6-летним сыном, то понял, что оно не приносит желаемого результата. В большинстве случаев уединение становилось как бы логическим продолжением конфликтной ситуации и потому было непродуктивно. Когда мы вместе с Джонатаном стали размышлять об этом, то выяснили, что он наделал кучу ошибок. Во-первых, он не объяснил сыну смысл уединения и не показал заранее комнату, в которой оно будет проходить, так что ребенок просто не понимал, что это - санкция. Во-вторых, он не просил ребенка уйти в указанную комнату, а приказывал; когда же тот начинал возражать, Джонатан срывался на крик, ругался и угрожал - вместо того чтобы говорить спокойно и твердо. В-третьих, он не предоставлял ребенку выбора между уединением и альтернативной санкцией.
Чтобы исправить эту ситуацию, я попросил Джонатана поговорить с сыном, когда у обоих будет хорошее настроение. Когда я проанализировал их беседу, то понял, что сыну и самому не нравилось упрямиться, но он вынужден был это делать, так как Джонатан слишком возбуждался и поднимал такой крик, что ребенку волей-неволей приходилось «поднимать температуру» своего упрямства до уровня отцовского гнева. Это заставило Джонатана размышлять уже о собственном поведении. Я предложил Джонатану начать практиковать уединение не только по отношению к ребенку, но и по отношению к себе самому. И такая возможность скоро представилась: как-то ребенок слишком расшалился. Как только Джонатан почувствовал, что гнев вот-вот выльется наружу, он, ни слова не говоря, отвел ребенка в комнату для уединения, а сам ушел в другое место и некоторое время оставался один. Это позволило обоим успокоиться и отвлечься от ситуации. Когда эмоции угасли и к Джонатану вернулась способность трезво мыслить, он пришел к ребенку и поговорил с ним. Отец объяснил, что уединение позволяет им избежать скандалов, которые не нравятся ни тому, ни другому. Кроме того, у ребенка может быть выбор: идти в комнату для уединения или выбрать другую санкцию. Больше Джонатан не принуждал сына, а говорил: «Выбирай...».
История Джонатана показывает, что уединение бывает даже более полезно взрослым, чем детям.
Советы
Составьте список проступков и случаев недопустимого поведения, которые нужно пресечь с помощью уединения. Решите, когда и где это будет уместно. (Например, если ребенок ведет себя плохо на улице, вы не сможете прибегнуть к уединению.) Выберите помещение, которое должно быть светлым, хорошо проветриваемым и безопасным.
Составьте список резервных санкций, которые могут служить альтернативой уединению.
Используйте алгоритмы, описанные в данном шаге.
Практикуйте уединение и по отношению к себе самому, особенно если вы - слишком вспыльчивый человек и вам не всегда удается держать себя в руках.