Шлепать или не шлепать малыша?

Шлепки как метод воспитания переходят из поколения в поколение во многих семьях. Однако большинство специалистов сходятся на том, что бить детей бесполезно. Отшлепанный малыш вряд ли решится повторить проступок, чтобы не получить вторую порцию, однако подчинится он только из страха. Таким образом, дети познают разницу не между «хорошо» и «плохо», а между тем, за что их отшлепают, и тем, за что шлепать не будут. И они редко усваивают приемы само-дисциплинирования.



Шлепки имеют и другие негативные последствия. Во-первых, это пример насилия. Дети, которых бьют, как правило, применяют физическую силу против сверстников, а позднее против собственных детей. Во-вторых, ребенок усваивает, что удары - лучший способ победы в споре. Это лишает его возможности узнать другие, менее болезненные способы справляться с раздражением и гневом. Шлепки также демонстрируют торжество большой грубой силы над маленьким и слабым. Этот метод воздействия унижает достоинство и ребенка, и родителей.


Кроме того, шлепками можно нанести серьезные телесные повреждения, особенно в порыве гнева.


Няню и других людей, которым вы поручаете уход за своим ребенком, следует предупредить, что его ни в коем случае нельзя бить или применять иную физическую форму наказания.


Некоторые специалисты (и родители) полагают, что, если ребенок еще очень мал и не понимает слова, в опасных ситуациях его можно шлепнуть по попке, например, когда малыш выскакивает на мостовую или после строгого предупреждения подходит к горячей плите на кухне. Смысл состоит не в том, чтобы причинить боль, а в том, чтобы срочно привлечь внимание ребенка к серьезности ситуации. Такой шлепок следует объяснить: «если ты выскочишь на мостовую, тебя задавит машина». Однако когда станет ясно, что малыш все понимает, физическое воздействие перестает быть оправданным даже в тех случаях, где речь идет о его безопасности.


Постарайтесь также не передозировать «перерывы» и не делать их своей единственной методикой. Приберегите их для действительно серьезных нарушений.


Честно предупредите. Если вы застигли ребенка в момент, когда он собирается совершить что-нибудь нехорошее или уже делает это, предупредите: «если ты не прекратишь, пока я сосчитаю до трех, то я...» затем, разумеется, вам следует сдержать обещание, иначе ваши слова лишатся всякого смысла. В ситуациях, которые могут окончиться печально, например малыш пытается что-то разбить, лезет в горящий камин или свешивается из окна, необходимо вмешаться немедленно, не тратя времени на предупреждения.


Объясните, за что наказываете. Даже самый маленький ребенок может понять, что вы отобрали игрушку, потому что он швырнул ее в сестру, или поставили его в угол, потому что застали в момент, когда он обрывал листья фикуса. Просто, доходчиво объясните малышу, за что он получил наказание.


Не откладывайте наказание. У малышей короткая память и еще короче концентрация внимания. Вполне может быть так, что, когда вы закончите гневную тираду, ребенок уже забудет, за что его наказывают. Если за обедом вы лишаете малыша десерта, потому что он в чем-то провинился утром, можете быть уверены: никакой связи в мозгу у ребенка между проступком и вашим наказанием не возникнет.


Повторите, за что наказываете. Когда наказание уже позади, неплохо коротко напомнить о событиях, которые привели к нему. Например, малыша вполне можно спросить: «ну, так за что тебя посадили на стульчик?», хотя в большинстве случаев, пока ребенок не станет чуть старше, отвечать на этот вопрос придется вам.


Простите и забудьте. После того как малыш «расплатился» за свое поведение, жизнь должна вернуться в нормальное русло. Ни затаенная обида, ни нравоучительные нотации с вашей стороны не допустимы. Не должно быть также усиленного внимания или задабривания, иначе малыш подумает, что вы раскаиваетесь в том, что наказали его.

Популярные сообщения из этого блога

Меры предосторожности и обеспечения безопасности сна, общие для всех семей

Как понять манипуляцию, если она присутствует в общении

Подарки любимым