В чем смысл жизни?

Чувство предназначения добавляет страсти в вашу жизнь. Оно наполняет ее смыслом и позволяет избежать кризиса первой четверти жизни, кризиса среднего возраста и всех прочих кризисов. Однако в кризисе хорошо то, что он заставляет задуматься, но насколько лучше было бы осознать свою цель и проникнуться страстью, не переживая никаких кризисов! Гармонизация жизненной цели с вашими сильными сторонами – самая верная дорога к самореализации и успеху в жизни. Абрахам Маслоу более полувека назад поставил самоактуализацию на вершину иерархии потребностей (пирамида Маслоу). В процессе своих исследований Маслоу обнаружил, что те, кто знает свою главную цель, проявляют самые лучшие человеческие качества.



Вопрос «Зачем я живу?» является центральным в жизни каждого человека; он чаще других всплывает в моих беседах с людьми и на семинарах. Очень часто люди слишком увлечены или измождены жизненной гонкой и так много думают о том, как заработать на жизнь, что у них не остается времени подумать о смысле жизни. Поэтому такая постановка вопроса – единственная возможность заставить их задуматься.


Время задуматься о смысле жизни появляется у тех, кого заставляют отвлечься от жизненной сутолоки внешние обстоятельства. Едва ли вам понравится такой вариант, но тюремное заключение может дать время подумать о жизни. Недавно я получила письмо от Джеймса, который получил четыре года за злоупотребление конфиденциальной информацией и одновременно бесценную возможность подумать. Ему сорок один год, и он всегда жил в безумном темпе, успешно делая карьеру в сфере недвижимости и финансов. У Джеймса была жена и двое детей. Успешная карьера обеспечила ему довольно высокий уровень материального достатка.


Джеймс написал, что совершил преступление и расплачивается за это тюремным заточением, но преисполнен решимости использовать свой срок с максимальной пользой. В тюрьме он стал читать мотивационную литературу и изучать психологию в Открытом университете. Он стал помогать своим товарищам по несчастью, другим заключенным, вдохновляя их брать на себя всю полноту ответственности за собственную жизнь, и открыл в себе истинный талант оратора и мотиватора. Джеймс побуждал людей, проведших за решеткой пятнадцать лет, записываться на тренинги, курсы переподготовки и помогал им решить для себя, куда им лучше податься, когда они выйдут на волю.


Заинтересовавшись, я договорилась о свидании с ним и выяснила, что он стал штатным наставником-психологом для всей тюрьмы. Новых заключенных отправляли к нему в камеру, чтобы он с самого начала мог оказать на них благотворное влияние, но особенно интенсивно он работал с теми, у кого срок заключения подходил к концу и кто планировал начать на свободе новую жизнь. Джеймс сказал, что в Великобритании очень высок уровень рецидивизма и что только такого рода индивидуальная работа с заключенными способна изменить это положение вещей. Он сказал, что мечтает работать со мной, чтобы осуществить свой план и тем самым содействовать снижению уровня рецидивизма и вообще преступности в стране. Всеобщая польза от этого очевидна. Джеймс является прекрасным примером человека, максимально использующего свои сильные стороны и таланты, чтобы совершить в своей жизни что-то важное. У него есть жизненная цель и предназначение. Он один из самых мотивированных и страстных людей, каких я когда-либо встречала. И он, безусловно, счастливее и успешнее очень многих людей, живущих на свободе.


Интересно отметить, что на своих семинарах я часто спрашиваю людей, что бы они стали делать, если бы оказались за решеткой! Это очень хороший вопрос, заставляющий сосредоточиться на том, что действительно важно, и на том, в чем вы действительно сильны. Несколько ниже мы проделаем упражнение, которое поможет вам узнать свою страсть и цель, но сначала я хочу познакомить вас с великолепной Кэлли Эллис.


Кэлли – основательница и владелица лучшей в Лондоне цветочной фирмы «McQueens», к числу постоянных клиентов которой относятся такие знаменитости, как Гвинет Пэлтроу и Элтон Джон, и такие известные фирмы, как «Gucci», «Hermes», «Bulgari» и «Cartier». На протяжении десяти лет она обслуживает самое гламурное мероприятие на свете – вечеринку для лауреатов премии «Оскар», организуемую журналом «Vanity Fair». Вместе со своим компаньоном Эрколе Морони она руководит работой двух магазинов и школы флористики. Ее профессиональная карьера началась с работы в банке, но когда в авиакатастрофе над Локерби в 1988 году погибла ее лучшая подруга, это заставило ее по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.


Однажды утром я открыла глаза, потрясенная необыкновенно живым и ярким сновидением. Я как будто смотрела через туннель и видела там цветочный магазин. Этот сон – он был словно видение – поразил меня, как громом. Я проснулась, полная решимости уйти с ненавистной работы и открыть цветочный магазин. «Да, это так, – твердил мне внутренний голос. – Ты должна открыть собственный цветочный бизнес». У меня не было никакого опыта, никаких навыков бизнеса, но следующие три месяца, продолжая работать в банке, я посвятила изучению флористики. По выходным я задаром – только чтобы набраться опыта – работала у местных флористов, выполняя различные задания. Во время выполнения одного такого задания – мы украшали рождественскую елку – я познакомилась со своим будущим партнером по бизнесу, Эрколе Морони. Затем у меня еще три месяца ушло на то, чтобы найти и купить свой первый магазин.


«Сейчас или никогда, – думала я. – Я справлюсь, должна справиться». Мне было двадцать семь, когда я основала «McQueens». Я даже мысли не допускала, что могу потерпеть неудачу. Интересно, что в детстве я к цветам особой страсти не питала. Но, оказавшись в Париже, была совершенно очарована тем, с какой легкостью и изяществом местная флористка сотворила прекрасный букет из простой охапки тюльпанов. В Британии в те дни такое трудно было увидеть. Меня это потрясло, и я была уверена, что точно так же могли быть потрясены многие мои соотечественники. Люди просто не знали, какой красоты они лишены. И если я им этого не покажу, они могут так и не узнать.


Когда мы открыли первый магазин в Шордиче, в восточной части Лондона, – это случилось 1 января 1991 года, – страна переживала пик экономического кризиса, и цветы были предметом роскоши. Мои друзья, биржевые аналитики из Сити, предостерегали меня против этого шага. Но желание буквально сжигало меня изнутри. Я ворвалась в бизнес как слон в посудную лавку, и, думаю, меня спасло только мое полное невежество, незнание того, чем мне все это грозит. Если бы я основательно изучила этот вопрос заранее, то ни за что бы не решилась на такое безрассудство. Страшно даже вспоминать. Из-за кризиса некоторые мои знакомые, в том числе аналитики из Сити, потеряли работу.


Мой партнер по бизнесу проявил себя просто великолепно. Хотя Эрколе страдает дислексией, телефонофобией и умеет решать вопросы, лишь встретившись с человеком лицом к лицу, он невероятно креативен, и я очень многому у него научилась. Наши витрины были просто загляденье. Они не могли не броситься в глаза тем, кто проезжал мимо в автомобилях или автобусах, и потом эти люди звонили нам. Весь наш бизнес был построен на добрых словах, на благодарных отзывах клиентов, передававшихся из уст в уста.


Конечно, поначалу было трудно, и мы сильно рисковали. Фирма, которую мы купили, занималась ландшафтным дизайном, и продажа цветов являлась лишь небольшим дополнением к их основному бизнесу. Мы даже название сохранили: «McQueens». Расположение было не совсем удачным: на одной из тех лондонских улиц, где категорически запрещена парковка. У меня было 14 тысяч фунтов сбережений, которые я могла вложить в дело, но от разорившихся прежних хозяев мы вместе с магазином унаследовали 40 тысяч фунтов долгов. Впрочем, уже за год нам удалось погасить долг и даже получить небольшую прибыль. Мы упростили весь подход к флористике, предлагая клиентам современные, минималистские, но очень аккуратные букеты, и это им понравилось. Мы открыли для себя и окружающих простоту и красоту букетов, составленных из цветов одного типа, и научились должным образом показывать и преподносить эту красоту. Наша репутация крепла, вызывая все больший интерес со стороны СМИ, и кульминацией этого интереса стало наше недавнее участие в телевизионной программе «Знаменитые флористы».


Этого успеха мы добились, трудясь от зари до зари. Еще не вставшее на ноги предприятие, как маленький ребенок, требует полного самоотречения. Но моя страсть поддерживала меня, заставляя двигаться только вперед, не оглядываясь назад и не останавливаясь. Я была в постоянном движении, всегда думала о том, каким будет следующий ход. Благодаря этому фирма «McQueens» росла очень быстро. Теперь у нас уже двадцать пять сотрудников.


Я всегда говорю «да». Я никогда не отказываюсь от предложений, способных укрепить мой бизнес. Десять лет назад я помогла одному человеку, и мне воздалось. Журнал «Vanity Fair» пригласил знаменитого французского флориста обеспечить цветами вечеринку в честь лауреатов премии «Оскар» в лондонской галерее «Серпантин». Это был ужин с танцами для самых ярких звезд. Вечер удостоила своим посещением Диана, принцесса Уэльская (в том черном платье, помните?). Флорист привез с собой только двоих помощников, хотя работы на мероприятии такого уровня было человек на двадцать, и даже не знал, где находится цветочный рынок. В результате сложной цепочки событий мы оказались теми, кого попросили спасти положение. Помнится, я подумала: «Готова ли я к этому? Ведь мне еще не приходилось обслуживать клиентов такого масштаба». Но я ответила себе: «Да, я готова».


Мы наняли бригаду помощников и работали как заведенные. Организатор остался доволен. С тех пор я обеспечиваю цветами вечеринку «Vanity Fair» каждый год – вот уже в десятый раз. Помимо того мы ежегодно обслуживаем Каннский кинофестиваль, новый кинофестиваль «Трибека» в Нью-Йорке, а в следующем году будем работать на Венецианском биеннале.


Каждое утро я отправляюсь на работу с радостью. Я одна из тех немногих людей, которым посчастливилось обожать свою работу. И дело тут не в деньгах и не в успехе. Просто я люблю работать с цветами, мне нравится видеть, какую радость мое дело доставляет людям. В конце каждой недели я приезжаю с цветами к маме. Это просто фантастика!


История Кэлли кажется сказкой. Однако при личной встрече больше всего меня впечатлили в этой женщине ее сосредоточенность, страстность и неугасающее трудолюбие. Движимая мечтой, она тем не менее не теряет связи с реальностью, прекрасно понимая, что чудес не бывает и что мечты реализуются ценой упорного труда. Кэлли служит ярким образцом страстности и энергичности. Наличие страсти и жизненной цели позволяет ей двигаться вперед за счет преобразования силы страсти в силу действия. Обратите внимание, насколько серьезно Кэлли отнеслась к своему сновидению. Не зная, чем являлся этот сон – результатом Божественного вмешательства или проявлением внутренней мудрости, – она тем не менее приняла его всерьез и сразу начала действовать. Люди слишком часто игнорируют эти поступающие изнутри подсказки, подавляя в себе желания и забывая свои сны. Слишком часто они отмахиваются от своих грез, как от чего-то несбыточного и нереалистичного. Они довольствуются тем, что у них есть, и порой это обеспечивает им ощущение надежности своего положения и уверенности в завтрашнем дне, одновременно отнимая у них мечты и радость жизни. Джордж Бернард Шоу писал:


Разумный человек приспосабливается к обстоятельствам, которые окружают его. Человек неразумный приспосабливает обстоятельства к себе. Всякий прогресс достигается благодаря неразумным людям.


План Кэлли оставить высокооплачиваемую, надежную работу и стать флористкой следовало бы признать совершенно неразумным, однако, оставаясь верной своей мечте и в то же время прагматичной и практичной, она обеспечила себе все шансы на успех.


Будьте реалистами в отношении своей страсти. Иногда я встречаю людей, которые ожидают, что страсть должна постоянно будоражить кровь, поддерживать ощущение «кайфа», и разочаровываются, поскольку повседневная жизнь бывает серой и скучной. Они находятся в постоянном поиске чего-то высокого, необыкновенного, чувствуя, что настоящая страсть поджидает их за углом. Сила страсти может тянуть вас вверх, но практическая реализация вашей мечты часто требует будничной приземленной работы. Я участвовала в последних парламентских выборах в качестве кандидата от партии зеленых, но, чтобы достичь своей цели, должна была заниматься довольно-таки скучной работой – раздавать листовки прохожим у выхода из метро. Это тоже часть усилий, направленных на сохранение нашей планеты, и такую работу тоже необходимо делать. Нужно реалистично относиться к будничным проявлениям своих убеждений.

Популярные сообщения из этого блога

Меры предосторожности и обеспечения безопасности сна, общие для всех семей

Как понять манипуляцию, если она присутствует в общении

Подарки любимым