Особенности общения детей друг с другом
Ситуация
Во дворе, образованном несколькими новыми домами, построили симпатичную детскую площадку. С утра на ней сбор малышей разных возрастов - от года до трех-четырех лет - из окрестных домов. Они катаются с пластмассовой горки, качаются на качелях, компанией сидят в новой песочнице. Рядом на лавочках устроились мамы, бабушки и няни, ревниво следящие за своими детьми.
В песочнице назревает конфликт: один из двухлетних малышей взял ведерко другого и не отдает. Оба тянут ведерко к себе, один явно сильнее и бьет другого лопаткой, тот плачет в голос, не отпуская спорное ведерко. Мама с одной стороны, бабушка с другой подбегают к конфликтующим сторонам. Одного (того, кто дрался) оттаскивают в сторону и чувствительно шлепают по попе. Второго утешают, но ведерко отбирают и возвращают драчуну, который тоже уже плачет...
Не правда ли, картинка, знакомая большинству? Кто же прав в этой ситуации, можно ли было разрешить конфликт миром, а не наказанием и плачем?
Разумеется, человек - существо социальное. Он не может жить вне общества, не общаться с другими людьми. Но с рождения для любого ребенка общество - это узкий круг людей, который начинается с мамы. Потом он узнает, что есть и другие взрослые, и будет учиться взаимодействовать с ними. А затем приходит момент, когда он знакомится и с другими детьми, как правило, во дворе.
Здесь, в песочнице или на детских качелях-каруселях происходит первичное освоение отношений «я и другой», появляются первые навыки того, как себя вести в ситуации противостояния. Ребенок решает ее теми способами, которые ему в этом возрасте доступны - либо применяет силу, либо криком и плачем сигнализирует маме (бабушке, няне), что его желанию.
Как правило, мама или бабушка вмешиваются, пытаются пристыдить виновника, разнять драчунов, но вероятности того, что они что-то поймут, нет. Пока для них таких категорий, как «совестно», «нельзя брать чужое», «нельзя обижать деток» и т.п., попросту не существует.
Если понаблюдать, как взаимодействуют друг с другом в семье дети-погодки до двух лет или малыши в яслях, то можно понять: ощущения того, что другой малыш - тоже человек, у них еще нет. Это возраст, когда происходит мира, знакомство с различными объектами и усвоение их значений.
Поэтому для такого ребенка другой младенец - это двигающийся объект. А раз он объект, значит, надо его изучить, обследовать - делать то же, что и с неодушевленными предметами, животными и т.п. Родители часто ужасаются, когда ребенок полутора-двух лет начинает ковырять глазик новорожденного братика, рассматривать его половые органы. Но это вполне естественно. В этом возрасте ему интересно, как все вокруг устроено, причем он не делает различия между одушевленными и неодушевленными объектами.
До этого возраста не только говорить, но и задумываться о том, хороший он или плохой, понимает ли чувства другого человека или нет - полная наивность. И только по мере открытия себя как субъекта действия, он открывает и то, что другой ребенок - такой же, как он сам. Этот момент чрезвычайно важен для формирования отношений с другими людьми. Процесс социализации начинает бурно идти после трех лет, когда ребенок открывает для себя пространство, и перед ним встают задачи понимания того, как устроен мир.
Многое в этом процессе зависит от средств понимания, которые он обретет - найдет сам или получит в готовом виде. Именно поэтому далеко не безопасны не только некоторые установки на силу и агрессивность, полученные от взрослых, но и образы, игрушки, фильмы, книжки, различные компьютерные, «догонялки» и прочие игры и игрушки, воспитывающие в ребенке ту же агрессивность, жестокость, стремление победить любой ценой. Еще больше вреда принесут ему педагогические установки родителей, которые стремятся воспитать в ребенке веру в культ силы, советуют всегда «бить первым», «идти напролом», «добиваться своего любой ценой», «не быть хлюпиком».