Как происходит взаимодействие ребенка, как личности с телевидением?
Некоторые критики рассматривают просмотр телевизора как совершенно бессмысленное и глупое занятие. Согласно этому популистскому мнению, дети просто сидят перед телевизором и хотят, чтобы их развлекали. И при этом даже не предполагается, что они запоминают то, что смотрят, анализируют это критически, тем более всецело отдаются процессу просмотра. Мы собираемся опровергнуть эти популистские домыслы и доказать, что дети - это отнюдь не пассивные зрители. Исследования показывают, что они очень активно взаимодействуют с телевидением как таковым и с содержанием телепрограмм. Дети полностью концентрируют на последнем свое внимание, извлекают из него смыслы и значения, анализируют и критикуют его и запоминают его крайне разборчиво.
Развитие ребенка и телевидение
В рамках культурологического подхода к исследованию медиа существует понятие «чтение» телевизионного текста. Под ним подразумевается процесс наделения значениями телевизионного контента и их соотнесение с другими системами значений, доступными в повседневной жизни. Эта деятельность требует от зрителя применения различных когнитивных стратегий, связанных с мышлением и восприятием. В этой связи мы можем задаться примерно такими вопросами: что привлекает детей в телевидении? Что они понимают? Какой смысл они видят в получаемой информации? Что они запоминают? Как они соотносят полученные знания со своим повседневным опытом?
В основе большинства теоретических подходов к изучению взаимодействия ребенка как личности с телевидением лежит предпосылка, что когнитивные, эмоциональные и социальные навыки ребенка развиваются со временем. Эта идея позаимствована из психологических теорий развития, которые утверждают, что дети придают значение и смысл телепрограммам в соответствии с теми навыками и инструментами, которые они приобретают по мере взросления и накопления опыта. В процессе роста и взросления их зрительские предпочтения и принципы взаимодействия с телевидением значительно изменяются, как и то, что им кажется полезным из этого опыта. Соответственно, «значение» телевизионного не может пониматься ни как качество, присущее определенной телевизионной программе, ни как независимое представление, возникшее в сознании ребенка. Это скорее результат взаимодействия ребенка и программы.
Какие изменения происходят по мере развития ребенка и как их можно и нужно исследовать?
Возрастные различия, по сути своей, всего лишь описательная переменная. Конечно, мы без труда замечаем, что десятилетние дети понимают содержание телепрограмм намного лучше, чем пятилетние, но почему так происходит? Какие процессы, связанные с психологическими, физиологическими и социальными свойствами, а также со свойствами среды, обусловливают значение возрастных различий?
Различные психологические теории, связанные с человеческим развитием, отталкиваются от ключевого понятия «стадия». Под «стадией» понимается особый период развития, характеризующийся какими-то специфическими поведенческими и когнитивными признаками. С точки зрения психологических теорий, все индивиды в своем развитии проходят через одни и те же стадии в определенном хронологическом порядке, хотя скорость перехода от одной стадии к другой может замедляться или увеличиваться в зависимости от генетических факторов и/или факторов среды. Эти стадии находятся в строгом иерархическом подчинении и в то же время нераздельно связаны друг с другом. Это обусловлено тем, что более поздние стадии берут свое начало в более ранних, и само их содержание, по сути, является лишь простой «реорганизацией» различных когнитивных навыков. Кроме того, эти стадии являются универсальными: несмотря на то, что дети растут в очень разных культурах и окружениях и обладают разными генетическими картами, в своем развитии они проходят одинаковые стадии в одном и том же порядке. Другими словами, такие закономерности процесса развития являются общими для, который смотрит телевизор в своем плавучем доме на реке в Таиланде, для, который смотрит его в общественном клубе где-то в Кордильерах, в Перу, и Доминика, сидящего перед телевизором в маленькой парижской квартире во Франции. Итак, понятие «стадия» - это формальный инструмент структурирования и обобщения различных характеристик детского мышления и поведения, присущего определенной возрастной группе, не принимающий во внимание индивидуальные различия.
Психологическая теория стадий Жана Пиаже
В исследованиях телевидения и детей была применена психологическая теория стадий Жана Пиаже. Он делал акцент на когнитивном развитии ребенка. Пиаже выделял четыре основных стадии развития, что обусловливается процессом психогенеза, то есть развитием различных психических структур, также называемых «схемами». Каким же образом его последователи применили эту теорию к исследованиям телевидения? До достижения двухлетнего возраста ребенок проходит сенсомоторную стадию, когда схемы формируются на основе его ощущений и действий. В приложении к проблеме телевидения мы можем предположить, что ребенок изучает особый мир телевидения, например прикасаясь к экрану, когда там появляется его любимая кукла, хлопая в ладоши под музыку или играя с кнопкой включения-выключения. Эти ощущения постепенно суммируются в представление ребенка о телевидении и социальной реальности. Так, ребенок понимает, что кукла в телевизоре совсем другая «на ощупь» по сравнению с любимой мягкой игрушкой в кроватке; что телевизор можно включить и выключить, когда хочешь; а вот мама или папа не возвращаются с работы, если просто нажать на кнопку.
До стадия приходится на возраст с 2 до 7 лет и характеризуется в основном языком. Это переход ребенка от сенсомоторных ощущений «здесь и сейчас» к формированию об объектах. То есть, к примеру, ребенок может думать и говорить о своем опыте общения с телевизором вне ситуации просмотра. На стадии конкретных операций, от 7 до 12 лет, ребенок способен трансформировать в своем сознании опыт общения с конкретными объектами. Например, он может мысленно увидеть объект с точки зрения другого человека и понять, что количество жидкости не зависит от формы и размера сосуда. Такое мысленное манипулирование очень важно для понимания большей части телевизионных кодов и закономерностей. Оно дает возможность домыслить недостающие части сюжета (например, понять, что случилось между тем эпизодом, когда водитель потерял управление, и следующим кадром, где он уже лежал без сознания на больничной койке) или понять значение «крупных планов» (например, способность осознать, что дрожащие губы на экране - это часть лица дочери водителя, которая сидит около него в больнице).
Наконец, согласно Пиаже и его последователям, примерно с 12 лет начинается стадия формальных операций, когда формируются способности к абстрактному, логическому мышлению, которое уже не ограничивается мысленными операциями только лишь с конкретными объектами. Начиная с этого возраста дети уже могут воспринимать телевизионный контент с вполне зрелой, в когнитивном смысле, точки зрения, свойственной взрослым людям, хотя конечно же их жизненный опыт, интересы и эмоциональное восприятие еще очень далеки от своих взрослых аналогов.
Дети применяют когнитивные навыки, присущие этим стадиям развития, ко всем сферам своей жизни, в том числе и к телевидению. Эти навыки в значительной степени влияют на формирование значений и смыслов, связанных с телевизионным контентом, и на выбор телепрограмм. И, в свою очередь, просмотр телевизора становится возможностью в очередной раз, как и другая повседневная деятельность, откорректировать и реализовать на практике различные когнитивные навыки, некоторые из которых могут быть применены исключительно к телевидению, хотя большая их часть связана со всеми жизненными ситуациями. Наше исследование уделило внимание нескольким таким исключительно «телевизионным» навыкам. К ним мы теперь и обратимся.