Что интересует детей при просмотре телевизора?
Чему дети уделяют внимание в процессе просмотра и как это внимание связано с их пониманием контента? Очевидно, что некоторое проявление внимания к телепрограмме является необходимым условием любого связанного с ее содержанием мыслительного процесса. Тем не менее понять этот процесс сложно, поскольку нелегко истолковать даже само понятие «внимания» к телевидению. Считать ли вниманием к телепрограмме направление взгляда ребенка на работающий экран, хотя в этот момент он или она может просто мечтать о чем-то или еще на что-то отвлекаться? Только ли визуальная фиксация на каком-то элементе на экране является показателем активной заинтересованности? А что же тогда сказать о дошкольнике, который играет в конструктор на ковре перед телевизором и иногда отвлекается на экран, когда оттуда слышится громкое завывание сирены, знакомые рекламные слоганы или детское хихиканье?
Что интересует детей при просмотре телевизора?
В основе одного из наиболее распространенных исследовательских подходов лежит понимание внимания как процесса, базирующегося в первую очередь на реакциях; то есть внимание управляется внешними элементами телевизионного контента, на которые ребенок реагирует. Согласно этому подходу, чем младше ребенок, тем больше его привлекают формальные черты телевидения: визуальные (смена кадров, неожиданные изменения угла съемки, замедленная или ускоренная съемка и т.п.) или звуковые (необычный шум, музыка, звуковые эффекты и т.п.). Этот подход основывается на двух постулатах: во-первых, влияние оказывается телевизором на ребенка, и, во-вторых, мотивация к просмотру телепрограмм как таковых и зрительский опыт детей не представляют большого интереса, поскольку дети - это пассивные зрители, которых привлекает к телевизору только его завораживающий аудиовизуальный язык.
Хотя эмпирических доказательств такой точки зрения практически нет, она была с радостью взята на вооружение многими противниками телевидения и широко распространена на страницах популярных изданий, где ее адепты публикуют статьи с провокационными названиями. Такие авторы видят просмотр телевизора как нечто чрезвычайно опасное, как наркотик, который должен быть исключен из жизни детей, поскольку пассивное реакционное поведение препятствует активному когнитивному развитию.
Другие исследователи применяют в своей научной деятельности альтернативный подход - активного внимания, - предполагающий, что внимание к телевизору является активной формой детского поведения.
В противоположность концепции зрительского внимания как пассивной реакции на экран, они утверждают, что внимание детей к телевизору является активным когнитивным взаимодействием между зрителем, телевизионным контентом и той физической средой, где происходит просмотр. Оно осуществляется на базе существующих когнитивных схем, основанных на прошлом опыте, куда входит и опыт телевизионного просмотра. Таким образом, внимание к телевизору, в любой данный момент времени, подразумевает как наличие когнитивных стратегий, призванных понять телевизионный контент, так и их непосредственное применение на практике, то есть сам процесс, ведущий к пониманию контента.
Концепция активного внимания
Эта концепция активного внимания может быть лучше всего раскрыта с помощью четырех теоретических утверждений, приведенных ниже и касающихся тех ситуаций, когда ребенок визуально ориентирован на экран телевизора:
1. Альтернативные занятия. В большой степени внимание к телевизионной программе зависит от того, насколько она способствует альтернативным занятиям. Эти занятия могут осуществляться одновременно с просмотром (например, легкое перекусывание или сжимание мягкой игрушки); попеременно с просмотром (рисование картинки на кофейном столике во время ток-шоу. но искренняя заинтересованность телевизором во время рекламной паузы) или совершенно независимо от телевизора (чтение книги на диване, в то время как остальные смотрят очередную серию художественного фильма). В этой связи целесообразно вспомнить о том, что просмотр телевизора тесно связан с социальным контекстом.
2. Поддержание внимания. Удержание внимания на телепрограмме также зависит от способности ребенка реагировать и решать те задачи, которые ставит перед ним ее содержание. Например, ребенок, скорее всего, потеряет интерес к программе, если в ней не будет никакой новой информации, что может произойти, если сюжет слишком упрощен и предсказуем или программа рассчитана на более младшую аудиторию. Такая же ситуация сложится и в противоположном случае: ребенок, скорее всего, потеряет интерес к программе, если ее содержание слишком сложное и/или незнакомое и ребенок не в силах понять его посредством имеющихся у него когнитивных схем. Например, девочка, которая вместе с родителями смотрит программу, транслирующую дебаты по экономическим вопросам между людьми, занимающими разнос общественное положение, может оперировать когнитивной схемой, позволяющей понять, что это «программа для взрослых». Однако у нее вряд ли достаточно знаний и нет тех когнитивных схем. которые дали бы ей возможность задавать вопросы для сокращения разрыва в понимании.
3. Привлечение визуального внимания. Занимаясь какими-то альтернативными действиями, ребенок может постоянно и бессознательно сканировать звуковой ряд работающего телевизора, выявляя звуки, означающие изменение контента. В этой ситуации дети используют определенные звуки, чтобы снова сосредоточить свое внимание на экране (это может быть мелодия начала любимой программы, резкий звук, знакомый голос), или поведенческие сигналы от окружающих их людей, мотивирующие их к повышению внимания.
4. Инерционное внимание. Внимание к телепрограмме может быть обусловлено процессом так называемого «инерционного просмотра». Это понятие означает процесс, происходящий, когда просмотр телевизора как таковой заставляет забыть о «разрывах» в понимании или сбивающих с толку поворотах сюжета. Было выяснено, что чем дольше зритель смотрит телевизор, тем больше вероятность того, что он будет смотреть его и дальше, невзирая на трудности, связанные с просмотром. Обратное положение также справедливо: чем дольше визуальное внимание направлено на альтернативные занятия, тем меньше вероятность того, что ребенок вернется к просмотру телевизора. Это происходит вне зависимости от содержания телепрограммы и возраста зрителей.
Хотя инерционный просмотр, казалось бы, и говорит в пользу первой реакционной концепции, важно отметить тот факт, что он означает совершенно противоположное. Несмотря на то что внимание юных зрителей может ослабеть, если содержание программы станет непонятным, процесс инерции может подтолкнуть их к продолжению просмотра, что. в свою очередь, позволит им на время преодолеть трудности понимания и поставить новые когнитивные цели. И хотя такое внимание может быть кратковременным, согласно второму утверждению, приведенному выше, в альтернативном случае оно может способствовать накоплению опыта посредством разрешения когнитивных задач.