Граждане или парии? 8 апреля – международный День цыган.
Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса, Маладилем бахталэ ромэнса (Первые строки цыганского гимна)
Планируя эту статью, я и не подозревала, что столкнусь с проблемой нехватки материала о жизни американских цыган. Не то что просто нехватки, но практически отсутствия такового. Поисковики привели меня в архивы судебных и законодательных органов некоторых штатов США. Для этого мне пришлось зарегистрироваться пользователем ряда закрытых судебных архивов (вот где пригодилась моя лицензия частного детектива!), заплатить членские взносы и выполнить прочие формальности. Думаете, много раскопала? Совсем негусто, для статьи маловато. Мы еще вернемся к этим архивам. А помощь пришла нежданно – муж нарыл в своем госпитале старую методичку, разработанную Департаментом здравоохранения в 50-е годы прошлого столетия.
«Организация и регулирование посещений пациентов цыганского происхождения». Так в переводе звучит название этой методички. В ней говорится, что многие госпитали США столкнулись с проблемой посещения некоторых пациентов их родственниками и близкими. Если американский цыган попадал в госпиталь, то его/ее сразу же окружали многочисленные члены семьи, родственники, друзья, прилетали цыгане из Европы. Палата или бокс в реанимации сразу наполнялся огромной толпой людей, которые мешали персоналу делать свою работу. Они наводняли комнаты ожидания в операционных блоках, грудились в приемных покоях. Если кто-то когда-то лежал в одной палате с цыганом или цыганкой, то знает об этом из своего опыта. (Сразу оговорюсь – посещение больных у нас в госпиталях ограничивается до 3-4 человек одновременно и разрешено с 7 утра до 8 вечера. Ночевать у постели больного можно только с разрешения лечащего врача).
Рядовой американец не может отличить цыгана от араба, ассирийца, просто смуглого американца. Он понимает только, что человек разговаривает на каком-то незнакомом ему языке, и лишь только задавая вопрос о том, на каком языке эти люди между собой разговаривают, можно узнать, что они цыгане. Вот таким образом работники госпиталей обнаружили, что люди, сбивающие ритм работы медперсонала, являются цыганами. В ответ на все просьбы удалиться и не мешать посетители ссылались на свои обычаи, на невозможность отлучиться от постели больного. Так в этом народе заведено: случилась беда – все к больному.
Вот так родилась эта методичка специально для пациентов цыганского происхождения. В ней указывается, что персонал не должен препятствовать посещениям большими группами людей, что родственники могут оставаться на ночь в палате или в реанимационном боксе. Если у постели больного одновременно находится, скажем, 12 человек, то трое сидят непосредственно в палате, а 9 ожидают своей очереди в холле отделения и по часам меняются. Госпитали должны позаботиться о еде и питье для членов семьи, организовывать спальные места для прилетевших из Европы близких пациента. Персоналу указывается быть особо тактичными и политкорректными с родственниками пациента неамериканского происхождения. Также рекомедуется предложить родственникам выбрать старшего по группе, который бы регулировал потоки посетителей.
Что я так ухватилась за эту методичку? Да потому, что вот оно – отношение страны к своему гражданину! Уважать его обычаи и традиции, создать ему условия, при которых, оставаясь гражданином США, он может идентифицировать себя как цыгана и быть цыганом. Думаю, что главная заслуга США как державы иммигрантов и плавильного котла для многих народов, это то, что каждый этнос этой страны имеет право и практикует это право оставаться этносом.
Первые американские цыгане бежали из Европы в Бразилию, Аргентину, в США в надежде на лучшую жизнь. Достаточно сказать, что в странах Европы с 15 по 18 век было принято 148 антицыганских законов. Цыганский народ превратился в париев. Пословица цыганская гласит: «ромэсте пэскирэ кругом пэ свэто» – цыгане живут везде по свету. Наши, американские цыгане быстро и успешно интегрировались в американский социум. Архивные документы, доступ к которым мне удалось получить, со всей очевидностью показывают, как пресекались попытки местных властей ограничить права и свободы цыган. Федеральные суды США строго карали власти штатов за попытки дискриминации цыганского народа.
Тавро, которым клеймили цыган в Европе
Цыганские общины больших и малых городов США ничем не отличаются от всяких других этнических общин. Наши цыгане работают и честно платят налоги, их дети получают прекрасное образование. Единственное, что помогает мне, как русской, отличить цыган от других общин, это – нарочитая демонстрация зажиточности. Если уж дом, то Версаль, цепь – так в три пальца, гулять в ресторане – так снять весь зал и замусорить все деньгами! Коренной американец этого не заметит, а мой глаз наметан – много лет прожила с цыганскими соседями. Как относиться к этому? Наверное, хорошо. Стремление к благосостоянию, любовь к детям, почитание старших и приоритет семьи – главные черты цыганского народа.
Культивируемый СМИ ложный имидж цыган как криминальной и социально непродуктивной нации выгоден прежде всего правительствам тех стран, которые далеки от истинной демократии и соблюдения прав человека. Эти правительства поставили людей, лишенных своей территориальной автономии, в положение париев, изгоев общества. Кали Траш – цыганский Холокост, цыганский геноцид не получил должной оценки мирового сообщества. Лишь только недавно Президент Венгрии принес публичное извинение мадьярским цыганам за прошлые преследования.
Сделав целый народ изгоями в своей стране, нация не может ожидать от него продуктивного труда и высокой отдачи во всех сферах социальной жизни. Если болеет вся страна, то первыми ее страждущими становятся цыгане. И если и можно наблюдать некоторую асоциальность цыган постсоветского пространства, то это есть лишь наглядная картина диагноза страны в целом, ее социальной болезни. Нет плохих народов, есть плохие правители.
Что же спасает цыганский народ и как он выживает? Есть такое слово в цыганском языке: «Романипэ!». Цыганский дух, цыганская душа! Народ, закаленный тяжелейшими условиями жизни, вечным скитанием, гонениями, геноцидом сохранил свою пассионарность молодой и упорной нации, хотя ведут свою историю цыгане еще из санскритской древней Индии. Сколько великих людей дала цыганская нация народам всего мира! Я могла бы рассказывать об этом бесконечно, но лучше моего об этом написано главным редактором интернет-журнала «Цыганская культура и жизнь», цыганской интеллектуалкой Лилит Мазикиной.
Полистав страницы этого журнала, вы попадаете в чудесную страну Романистан. Где такая страна? Нигде и всюду! Всюду, где живет цыганский народ, впитывая культуру и традиции материнской страны и обогащая ее своими щедрыми талантами.
Сегодня мы отмечаем день мирового цыганского братства. В 1971 году в Лондоне состоялся первый всемирный Конгресс цыган. На этом Конгрессе мировая цыганская общественность объединилась под лозунгами дальнейшего развития своей национальной культуры, интеграции, повышения образовательного уровня, борьбы за свои права в современном обществе. С 1990 года в память об этом первом Конгрессе весь мир отмечает международный День цыган. Отметим и мы.
У матери-земли каждый пальчик болит, ей всяк народ – сын родной. А тем более гонимый цыганский сын, живущий вольным на этой земле, дарящий свои песни нашему небу и пустивший корни по всей планете. Не зря на Знамени мирового Романистана земля представлена сочной зеленой травой, небо – символом свободы и высокого духа, а кибиточное колесо катит этот народ все шире и шире по планете.
С праздником вас, братья и сестры. За Романипэ! За Романистан!
Лаура Ли
Интернет-журнал «ШколаЖизни.ру»